Технологии Blogger.

Постоянные читатели

сайт

22-02-2011 СФ: ЖКХ должно перестать быть «тёмным царством» российской экономики

пятница, 25 февраля 2011 г.



   21 февраля в Совете Федерации (СФ) состоялось расширенное заседание Совета при председателе СФ по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса на тему «Проблемы законодательного обеспечения работы ТСЖ, управляющих компаний и других участников рынка управления жилой недвижимостью». Об этом сообщила пресс-служба Совета Федерации.
   Открыл заседание председатель СФ Сергей Миронов, подчеркнувший социальную значимость и актуальность законодательного регулирования деятельности управляющих компаний и ТСЖ. «Именно от законодательного регулирования деятельности ТСЖ, управляющих компаний и других участников жилищного рынка зависит бесперебойное получение воды, тепла и энергии, состояние подъездов и улиц. То, что во многом определяет качество жизни наших граждан», - сказал Миронов.
   Он обратил внимание на большое количество конфликтных ситуаций между ТСЖ и управляющими компаниями. «Конфликты происходят там, где жильцы пытаются взять ситуацию под свой контроль, взять управление домом в свои руки. Что мы можем предложить гражданам на рынке услуг ЖКХ?», – так поставил вопрос председатель СФ.
   ЖКХ – это объемный рынок услуг, оцениваемый примерно в 3 триллиона рублей. Все существующие сегодня проблемы в ЖКХ, от которых страдают граждане, - результат тотальной безответственности управляющих компаний и чиновников, плюс коррупция, воровство и разгильдяйство, считает Сергей Миронов. Последствия же крайне серьезны – люди не могут реализовать свои жилищные права в полном объёме.
   «Тот факт, что нормативное правовое регулирование отрасли, в которой оборот средств превышает 7% ВВП, пущено в последние годы на самотёк, вызывает, по меньшей мере, недоумение. Думаю, проблемы, которые здесь накопились, всем присутствующим хорошо известны», - отметил председатель СФ.
   Он сообщил, что законопроект, нацеленный на решение многих из перечисленных проблем, внесён в Государственную Думу Российской Федерации и прошёл процедуру первого чтения. С.Миронов процитировал слова Президента РФ Дмитрия Медведева о том, что «законопроект сложный, большой, но и, безусловно, важный. И от того, как мы все поучаствуем, будет зависеть его качество».
   «Полностью согласен с президентом – несмотря на очевидные достоинства, в законопроекте содержится немало спорных моментов. Это и введение коллективной ответственности по оплате коммунальных услуг, и обязательный переход на саморегулирование в ЖКХ, и, что самое опасное, – введение штрафов для жителей домов за протекающие крыши и затопленные подвалы. По мнению многих экспертов, такие «новации» лишь облегчат создание фальшивых ТСЖ и окончательно дискриминируют собственников жилья», - отметил глава Совета Федерации.
   В настоящий момент, по мнению Сергея Миронова, очень важно приложить все усилия, чтобы устранить недостатки законопроекта ко второму и третьему чтениям, дополнить его новыми качественными предложениями.
   Далее Сергей Миронов обратил внимание на одну проблему. Ещё в 2007 году в президентском Послании Федеральному Собранию было отмечено, напомнил С.Миронов, что у ТСЖ чрезмерная налоговая нагрузка. Они должны платить налог на прибыль, НДС, налоги на землю и имущество. «По своей сути ТСЖ - некоммерческие организации, и если мы хотим, чтобы ТСЖ создавались и эффективно работали, то их необходимо освободить от налогообложения, но только в части той деятельности, которая непосредственно связана с эксплуатацией дома», - заметил он.
   В своё время Жилищный кодекс продекларировал права собственников жилья. А вот полноценных механизмов по их реализации до сих пор нет, обратил внимание участников заседания Сергей Миронов. Он предложил законодательно обеспечить для ТСЖ бесплатное межевание земли и передачу нежилых помещений в состав общего имущества, запретить застройщикам создавать «карманные» ТСЖ, сделать процедуру расторжения договора с управляющей компанией более простой и прозрачной, а также радикально усилить ответственность должностных и юридических лиц за нарушение жилищного законодательства.
   «Считаю необходимым закрепить единообразные требования к управляющим компаниям и стандартам их деятельности. Должен быть разработан типовой договор на обслуживание многоквартирного дома. Кроме того, следует законодательно обязать компании, работающие в сфере ЖКХ, ежеквартально публиковать информацию о расходовании средств, поступивших от жильцов. Информационная открытость – лучший способ повышения прозрачности отрасли и эффективности контроля за качеством услуг», - высказал свои предложения Сергей Миронов.
   Крайне осторожно, считает С.Миронов, надо отнестись к идее форсированного перехода на саморегулирование в ЖКХ. Особенно, добавил он, учитывая негативный опыт строительной отрасли. «Сегодня всем ясно, что ситуация в жилищно-коммунальном комплексе далека от идеала. Именно поэтому он чрезвычайно привлекателен для мошенников и аферистов, пытающихся нажиться за счёт граждан. И перекладывать сегодня основную ответственность за контроль и состояние дел в ЖКХ с государства на бизнес явно преждевременно. В лице саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ мы рискуем получить новую административную надстройку, которая будет регулировать рынок в интересах узкого круга участников. Дополнительные же расходы бизнеса, связанные с компенсационными взносами, лягут на плечи потребителя. Уже подсчитано, что принудительный переход к саморегулированию выльется в повышение тарифов на услуги ЖКХ от 13% до 20%. Уверен, что этот процесс должен быть постепенным и пока добровольным», - подчеркнул Сергей Миронов.
   Задача государства, по словам С.Миронова, – создать условия для развития конкуренции и определить чёткие правила игры для всех участников рынка.
   «Нам необходимо внимательно оценить последствия всех нововведений, которые сейчас планируются в жилищной сфере. Ведь результаты могут быть разными. Мы можем создать условия для притока частных инвестиций и проведения модернизации жилищно-коммунальной отрасли. А можем повторить печальный опыт принятия таких, не побоюсь этого слова, позорных для российских законодателей нормативных актов, как закон о монетизации льгот или Лесной кодекс. И вызвать взрыв социальной напряжённости. Важно понимать, наша задача – не задушить бизнес в ЖКХ чрезмерным нормативным регулированием», - подчеркнул председатель СФ.
   «Мы должны добиться того, чтобы жилищно-коммунальная отрасль перестала быть «тёмным царством» российской экономики. Сделать так, чтобы эта сфера стала понятной и привлекательной для добросовестного бизнеса. А каждый собственник жилья был уверен в качестве и объёме получаемых услуг», - сказал в заключение Сергей Миронов.
   «При переходе на саморегулирование ЖКХ мы можем получить рост тарифов, - выразил опасение С.Миронов, отвечая позже на вопросы журналистов. - Я уверен, что нужно прекратить беспредел управляющих компаний, которые сегодня просто издеваются над людьми». «Здесь нужно наводить порядок, и это необходимо сделать на законодательной основе», - считает председатель Совета Федерации.
   На заседании выступили представители Госдумы, Фонда содействия реформированию ЖКХ, Минрегионразвития, Департаментов ЖКХ Москвы, Санкт-Петербурга, ассоциаций ТСЖ и ЖСК, руководители управляющих компаний.
   Председатель профильного Комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский высказал мнение о том, что «ЖКХ осталась единственной сферой российской экономики, где нет рыночных отношений». Весь перечень услуг, интегрируемых домом, как объектом повышенной опасности, считает В.Плескачевский, должен быть отражен в законе.
   «Ничего не сдвинуть в сфере ЖКХ без предъявления самых высоких требований – профессиональных, юридических, административных – к управляющим компаниям. И здесь государство обязано регулировать деятельность потенциально опасных сфер, каковой является для людей коммунальное хозяйство», - подчеркнул депутат. Пути госконтроля два, напомнил он: лицензирование или саморегулирование. Именно это, по словам Плескачевского, две формы «материальной ответственности собственников жилья», и из этого надо исходить, разрабатывая законодательную базу.
   Гендиректор Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Константин Цицин изложил сове видение проблем и задач по нормативно-правовому регулированию сферы ЖКХ. Старт реформе ЖКХ был дан в 2007 году, и за прошедший период были выделены большие средства (порядка 255 млрд рублей). Эти средства, по информации К.Цицина, уже поступили в субъекты Федерации и в основном освоены (за исключением проектов, которые будут реализованы до конца текущего года). Главаная задача сегодня, подчеркнул К.Цицин – не останавливать процесс капитального ремонта жилья, ведущийся в регионах при поддержке Фонда.
   За период реформирования ЖКХ с 8,8% до 50% выросло количество частных управляющих компаний в сфере ЖКХ, сообщил К.Цицин. Сейчас уже создано 56 саморегулируемых организаций в 44 регионах страны. Закон теперь нужен, чтобы усилить ответственность управляющих компаний и роль государства, в частности, в виде жилищных инспекций, считает глава фонда.
   В итоговом Решении участники Совета отметили, что реформа в системе жилищно-коммунального хозяйства России дала некоторые положительные результаты. Одним из ключевых направлений реформирования ЖКХ стал постепенный уход от государственно-административных методов управления в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в пользу рыночных механизмов, развитие государственно-частного партнёрства и создание условий для осуществления деятельности на рынке жилищно-коммунальных услуг организациями различных форм собственности.
   Вместе с тем кризисные явления в сфере управления многоквартирными домами нарастают и превращаются в один из основных факторов роста социальной напряженности в стране и угрожают нормальному функционированию основных механизмов жизнеобеспечения граждан. Основная задача - развитие малого и среднего бизнеса в системе ЖКХ, наиболее социально активного и заинтересованного в выходе из кризиса участника рыночных отношений, складывающихся в этом сегменте рынка - решается крайне медленно и зачастую неэффективно.
   Наиболее острыми проблемами являются многочисленные правовые и финансовые злоупотребления со стороны привлекаемых к управлению недвижимостью организаций, а также отсутствие реальной ответственности управляющих компаний и товариществ собственников жилья перед гражданами.
   Успешное проведение реформы ЖКХ затруднено, прежде всего, из-за отсутствия систематизированного законодательства и эффективного механизма правового регулирования, определяющего честные, прозрачные, понятные и обязательные для исполнения всеми участниками правоотношений правила ведения бизнеса.
   Жилищно-коммунальная отрасль остро нуждается в скорейшем определении основных правил и требований, касающихся осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – МКД) и эффективного контроля за субъектами соответствующих отношений, а также в создании эффективной системы финансирования капитального ремонта МКД и стимулирования собственников помещений в МКД к принятию решений, необходимых для своевременного проведения и финансирования капитального ремонта общего имущества в МКД.
   В настоящее время, в отсутствие законодательных механизмов, регулирующих движение денежных средств от населения через управляющие компании к поставщику коммунальных услуг, долги управляющих компаний во многих регионах России достигли катастрофических размеров.
   Стремительная демонополизация рынка по управлению многоквартирными домами привела к потере единого информационного пространства, которое позволяло осуществлять контроль и надзор за системой жизнеобеспечения со стороны государства, муниципальных образований. В настоящий момент и органы местного самоуправления не имеют никаких полномочий в отношении деятельности управляющих компаний и не имеют никаких рычагов влияния на недобросовестных участников рынка.
   Незамедлительного решения требует проблема взаимоотношений с предприятиями - поставщиками энергоресурсов (РСО). Сложившаяся на сегодняшний день практика взаимоотношений с ними является едва ли не основным фактором, сдерживающим развитие малого и среднего бизнеса по управлению многоквартирными домами.
   Участники Совета считают необходимым предоставить управляющим организациям право заниматься деятельностью по управлению многоквартирными домами, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Ресурсоснабжающим организациям, во избежание злоупотреблений со стороны управляющих организаций должно быть передано право оказывать коммунальные услуги населению в виде поставки соответствующих коммунальных ресурсов, получая за это средства непосредственно от жителей, в соответствии с заключёнными с жителями договорами.
   В целях оптимизации и снижения размера тарифов для граждан необходимо предоставить объединениям управляющих организаций возможность участвовать в обсуждении процесса тарифообразования. Эти изменения позволят минимизировать число банкротств управляющих организаций, стимулировать их к проведению энергосберегающих мероприятий в домах и, соответственно, снизить тарифы на коммунальные услуги для граждан.
   Совет одобрил ряд рекомендации в адрес законодательной и исполнительной ветвей власти. В частности, Правительству Российской Федерации рекомендовано подготовить изменения в законодательство о предмете и составе деятельности по управлению зданиями и сооружениями в целях обеспечения их безопасной эксплуатации, описания субъекта, занимающегося такой деятельностью и системного формирования института саморегулирования в сфере управления недвижимостью. А также в целях обеспечения прозрачности и подконтрольности гражданам и органам государственной власти деятельности организаций, управляющих многоквартирными домами, ускорить подготовку нормативно – правовых актов по утверждению стандартов раскрытия информации управляющими организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

ИА "Альянс Медиа"

статья здесь
http://www.comhoz.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=13083

Отправить комментарий

About This Blog

сайт

Blog Archive

При использовании материалов блога - ссылка на источник обязательна. Автор данного сайта не несет никакой ответственности за использование материалов.

Ваши данные

  © Blogger template Foam by Ourblogtemplates.com 2009

Back to TOP